Ввесенним пятничным вечером 22 апреля, зависая на кухне с забежавшим в гости дружищей Майклом, я вдруг оживился от вопроса: - Антох, а что ты делаешь в этом году на майские?
Не многие знали, как сильно долгой холодной зимой я грезил открыть походный сезон. Где-нибудь…да где угодно, лишь бы подальше от пропитанной выхлопными газами суеты мегаполиса. На тот момент я и подумать не мог, что конец своего первого в жизни Православного поста
- На майские, мужик, я не иду в поход, - прозвучал обреченный ответ.
- В какой еще поход? Почему не пойдешь? Давай загонимся организуем? Ты же сможешь?
Искра Майкла была яркой, тут-то меня осенило: почему нет? Имея на выбор кучу пройденных рек в Подмосковье с прилаженными маршрутами, старых добрых корешей Саню и Андрюху на трансфере, располагая практически всем необходимым из снаряги –я воспрял духом и настала моя очередь задавать вопросы: «Кого возьмём?»
"Отзыв Майкла"
Всё началось одним пятничным вечером, сидя на табуретке у Владимира на дому. Громкая барная музыка поднадоела, пить не охота. За окном шёл проливной дождь, а влажный весенний ветер гудел сквозь щель в оловянной советской форточке. Не помню точно как, но Антон решил поднять тему байдарок, мол «Сейчас бы с братом рвануть на перевал…» ....Маршрут. Река Нара, село Слизнево (Киевское шоссе) - село Папино (Калужское шоссе)
- Фактически пройденный путь по реке: 23км
- Даты похода: 1-3 мая, 3 дня с 2-мя ночевками
- Заброска: Газель
- Состав: 9 человек - 3 байдарки «Каньон 2+» (прокат), 1 байдарка «Одиссея 2» (позаимствованная на уикенд у Кости Пржевальского)
Планирование и сборы
Первым делом мы с Майклом замониторили календарь и обзвонили 8 потенциальных участников. До старта оставалась всего ничего, неделя (+/- пару дней). Опыт шептал, что один я могу стартануть хоть послезавтра, но успеет ли собраться команда? Что у ребят с основным инвентарем? Утро вечера мудренее.
Проснувшись в субботу, я отчетливо понял, что возня с отдыхающими где-то на складах Trezvogo катамаранами «Гоша-2» нашей команде ни к чему. Было решено устроить "chill-сплав" на ближайшей по локации к городу реке. К тому же, мое представление о способностях группы преодолевать трудности было лишь приблизительным, в то время как в строю уже вовсю шли разговорчики о хреновой погоде, ночных морозах и каких-то комарах.
Позже оказалось, что единственным днем в ближайшие три недели, когда я мог оперативно перехватить всё необходимое у Николая, был воскресенье. Радостно повстречал на просторах Мичуринского проспекта Димана Еськина, а ним молодого, неизвестного мне матроса, приехавших снять бронь и забрать «Гошана» в майский трип по Мсте.
Компенсировать отсутствие плав-средств у моих товарищей я планировал арендой. По опыту ребят, с которыми мы хаживали в походы, взять рафт/ байдарку/ катамаран любого калибра – не такое уж и дорогое удовольствие. Но пролистав 24ого апреля около 3 страниц гугла и обзвонив все перспективные конторы, чуть было не пришел в уныние. Можно было предугадать, что прокаты за неделю до начала сезона будут опустошены под ноль. Поиск был направлен исключительно на надувные судна, с каркасниками типа «Таймень» намучаемся, думал я, сам уже не помню, когда последний раз такие собирал.
В итоге удалось подбить три варианта:
- «Щука» была исключена сразу, однажды я видел ее на воде и для своей команды не пожелал бы идти на этом дерьмовом и неуправляемом куске жиденького ПВХ.
- «Шуя 2+» впечатляла, но аренда за одну байду на 3 дня обошлась бы в районе ~8к плюс внесением троекратно большего залога за каждую.
- «Каньон 2+» оказалась сильно похожа на «Одиссею 2» (взятую у Костика), с единственным отличием – три отедльных донных баллона. По цене Каньон выходил в два раза дешевле, чем Шуя, и, сломавшись под напором Елены из Красногорска: «Через пол часа их заберут другие!», – было принято решение за всех в пользу 3х Каньонов. Не скажу, что был сильно удивлен суммой залога в 20к за каждое судно, но стоит отметить – это отнюдь не малые вложения для начинающего водного туриста, учитывая, что на двух байдарках пойдут парами, и только на одной втроем. Долго ломаясь и сопротивляясь такому раскладу, команда всё же доверилась моему опыту и скинула чуть больше пол сотни деревянных в котел.
Поздним вечером 27ого числа мы с Кирюхой ломанусь по адресу Елены. Зайдя в подъезд где-то в 23.00 с копейками, наткнулись на огромных размеров консьержку с суровым, землистым лицом в очках, еле влезающим в окошко. Услышав, что мы идем за байдарками на 11ый (частная квартира), женщина с ядом гремучих змей в голосе выдавила: «Бл@ть! Теперь они байдарки свои гребаные до ночи будут сдавать! Проходите!» Из позитивных моментов: Каньоны при проверке оказались без каких либо повреждений на баллонах, без латок, свеженькие, с владельцами – адекватной супружеской парой, двумя мелкими ребятишками и ворохом породистых неугомонных котяток. В итоге лодки пробыли у нас с 27 по 4 число, хотя заплатили мы только за 3 полных дня аренды, кармический бонус (:
Заброска.
В 10.00 четко по графику мы дружно стартанули на газели в сторону Наро-Фоминска, прихватив благодаря стараниям Кирилла пару ящиков пивка «Bud» в дорогу. Внук водителя – отчаянный пацан (и судя по потенциалу – будущий работник служб ГАИ этой страны) – вёл себя как навозный жук, наглел и не признавал авторитетов кроме деда; одним словом – не дал салону спокойно насладиться прекрасной солнечной погодой на пути к Стапелю 1. В дороге были куплены не достающие элементы предстоящего походного быта в виде саперной лопатки, топлива для бензопилы и разнообразной мясной провизии.
Ясное небо и отсутствие каких либо туч подбадривали, первый ящик пива заканчивался, но уже спустя полутора часов, мы принялись за сборку сплав-средств. Первые косяки не заставили себя ждать – Кирюха забыл все три насоса, прилагающиеся к каждой из прокатных байдарок. Тут-то я выдохнул, вспомнив напутствие Кости: «Используй мой насос от «Одиссеи», с ним вы справитесь в 5 раз быстрее».
Пока разноцветные баллоны планомерно принимали форму, ребята, не долго думая, прыгнули в газель метнуться до села, восполнить объемы выпитого. Говорить дальше «удивлен» я был, или «сбит с толку» – бессмысленно. Если кратко: вернулись они с 6-ю ящиками «Жигулей» и еще парой литров не зафиксированных планом напитков покрепче.
Следуя моей концепции, План А должен был задать походу грамотный темп на старте, с первого дня. Моя же задача как адмирала группы удержать его в последующем и не довести группу до выслушивания моих изречений на воде типа «Ребята! Следующий поворот и будет видна наша поляна!», «Еще пол часа и мы на месте!», «Видишь вон те сосенки вдалеке, Кирилл? Разобьем лагерь там!». Напрягаться самому, как и напрягать кого-либо на этой реке я не планировал, поэтому 23 км водного пути были разбиты на 3 ходовых дня с учетом скромного выбора симпатичнейших мест стоянок на Наре (по совету спутниковых карт гугла прошлых лет).
Первый день сплава. «Сhill»-участок ~ 3.5 км
Только встали на воду, только пошли первые фоточки, только шуточки яростно засвистели над водой в прогретом майским солнышком воздухе... Не успели мы оглянуться, как милая полянка, полностью изолированная от сельской местности, нарисовалась по правому борту. Мой матрос Владимир, не подрассчитав вместе с силой своей тяжести коэффициент вязкости прибережных почв, в попытке первым покорить берег, ловко погрузился по самое не балуй в жижево из весенней грязищи. Так он потерял первый «суперстаровский» кед и глубоко проникся идеей «белых людей», которые не только думают, но и успешно реализуют «сухую и чистую» выброску своего тела с судна на берег.
Солнышко еще светит, на часах 16.00, с форой я не пожадничал – в запасе осталось целых 3 часа до пункта «разбиваем лагерь». Неторопливо начались безумные похождения по ближайшему пролеску гражданина Карлова со своей новенькой бензопилой, не прошедшей с лета даже единственного тест-драйва по запуску и тем более – по распилу дров. Первый раз она отказала его грубым ласкам спустя 10 минут. Во второй и третий её терпение к хозяину-дровосеку закончилось и того быстрее. Ремонт слетевшей цепи, потеря болта высочайшей степени важности для работы механизма, озадаченные лица ребят – вся эта то утихающая, то внезапно разгорающаяся суета на фоне безумно красивых лучей заката была такой приятной и долгожданной, что, уже позабыв о ведении счета открытых и выпитых бутылок пива, мы с Мишганом взяли на себя ответственность собрать мангал и пожарить, наконец, мяса.
Шашлычек со свежим салатом на ужин, посиделки у костра, пару мелодий под гитару – около двух утра я подумал, что день можно считать успешно завершенным и направился к палатке в надежде сладко вздремнуть. Но, в течение ближайшего часа произошло прямое включение не запланированного ночного шоу Джулз «Кирилл, сук@, вернись!», посвященное сотоварищу не первой трезвости в военной экипировке, удумавшему по какой-то причине покинуть друзей и свалить с реки на Get-Taxi. Лёжа в палатке и прикидывая его шансы на успех в районе менее 1 %, я спокойно погрузился в сон, решив заняться его поисками в пролеске по рассвету.
Второй день сплава. «Hard»-участок ~ 12.5 км
Вылезать из палатки было приятно: солнце греет, угли дымят, мини-хаос из посуды и еды у костра – всё как обычно, кроме печального вида крайне удобного, но сломанного ночью чьим-то неловким задом раскладного кресла. И в глаза бросался огромный полиэтиленовый мешок мусора, который ни туда, ни сюда: ни сжечь, ни закопать. Пока заваривал кофе, пока утренние процедуры, пока поиск подходящего на ближайший час места для завтрака. В итоге, расположившись у костра с добротной палкой вареной колбасы, буханкой хлеба и разнообразными соусами, а так же вооружившись чьим-то неприлично огромным, но крайне острым тесаком, под пение птиц я погрузился в какие-то свои светлые мысли о грядущем.
Вскоре, созерцаемую мною гармонию нарушил резкий кипишь Джулз. Уследив, как первые 10 шагов после пробуждения она сделала в сторону палатки капитанов Красного Кардинала (Кирилл и Майкл), где-то в глубине моя память внезапно выловила события минувшей ночи. Но, не успев ничего сказать, услышал облегченное: «Слава богу! Он спит!!»
Далее по графику проследовали неторопливый подъем, коллективные воспоминания о случившемся с пометкой «Дичь» и завтрак из нескольких видов сыра и колбас, приправленный свежесваренным кофе со сгущенкой. Когда пробил последний колокольчик, все взялись поднимать Кирюху, которому похоже очень нелегко далось пережить ночные предрассветные часы то ли блуждая, то ли чиля в дрёме на лесной подстилке непроходимого перелеска. Похоже, чувство самосохранения у данного индивида во время прохождения службы в армии было отточено до совершенства: не заблудился, не потерялся, живой и вроде целый – значит всё в порядке. На воду!
К общей радости, день выдался прекрасный, а река в этот период времени оказалась более полноводной, чем 2 года назад в июне. По дороге встретили большую группу детишек десятке Щук с 8-ю руководителями на паре Тайменей. То, что неведанно где они умудрились пробить шкуру двух Щук и стоят латаются уже второй час меня очень развеселило и не смогло удержать от пары дерзких шуток))
Как-то не заметно набрав скорость, мы сильно оторвались от основного состава нашей группы. Часок «чистого chill-отдыха» на воде, пол часика на болотистых берегах этих странных ведьминых мест и, вскоре, нас настигло судно Джулз и Романа. Некоторое время спустя я увидел в перспективе пейзажа позади нечто «НЛО» – «Неопознанный Лежачий Объект» – недвижимо распластавшаяся посредине байдарки на огромном мешке мусора живая плоть в камуфляже. Сколько слез смеха я пролил в тот момент уже не счесть, но фотка этого зрелища, сделанная мною вблизи на айфон, думаю, доставляет многим членам команды до сих пор :D
Всю дорогу на наш вопрос к местным с берега: «Где можно выкинуть мусор?» –следовал один ответ: «Эээ, ребят! Здесь негде! Гребите в Москву!» На тот момент у меня на байдарке в ногах разнежилось около 60 бутылок пива и я все пытался угостить не то рыбачка, не то какого дедушку на прибережной лавочке. Пивной ларёк на воде – неплохая бизнес идея в жаркие походные времена. Позже ночью на Стапеле 2 были разработаны концепт рекламы и прогрессивная подсветка на диодах для бутылок (см. фото) – с целью либо рекламировать ночью с берега пивчанский, либо прокладывать с помощью таких батлов дорожки к своей палатке в темноте.
Опережая план на 2 часа, мы встали неподалеку от березовой рощи на широкой опушке с березками. Картошечка с тушенкой – в кан, макароны с тушенкой – в казан. Наелись от пуза затемно. Тем временем, абсолютно выпавший на сутки из походного социума, Кирилл потерял звание капитана Красного Кардинала и был на столько затроллен за день Майклом, что нашел в себе силы выбраться перекусить и оформить пару вязанок дров. Ночь выдалась звездная. Наблюдали крайне необычное восхождение Юпитера на небосвод, напоминающее больше движение спутника по орбите Земли. Переругались из-за опасной, но страшно красивой игры безумного дровосека с горящим пробензиненным поленом на поляне с настилом из сухой травы. Выпили с Поршнем за ночь весь чай, запекли добрую долю картохи несколькими методами, к 3 утра добрались до рома – чем еще разбавлять чай? Выхватив не слабую долю впечатлений от историй Майка про сафари в ЮАР и охоту на крупных хищников в Танзании, напоследок обсудили стратегию успешного развития Shaka и, уставшие, разошлись с рассветом. Замечательный денёк.
Третий день сплава. «Easy»-участок ~ 7,5 км
За весь маршрут не было практически ни одного проблемного или опасного места, тина и трава на дне отсутствовали (видимо не успели вырасти), что очень ускоряло наш путь. Местами встречались коряги и деревья, нависающие над гладью воды, локальные быстрячки и торчащие со дна камни. Встав на воду около 12.30 мы за час преодолели весь участок. Мой расчет на среднюю скорость судна 5км/час изначально был не самым точным, но довольно успешным для выбранного стиля похода. Фора водителю составила 4.5 часа – итого на помыть/просушить судна и собраться к отъезду. Погода держалась пасмурная, но без дождя.
Каньон 2+ (как и Одиссея 2) проявили себя стойко и без нареканий: ПВХ – крепкий, управляемость – 7/10 (по моей субъективной оценке), грузоподъёмность – на практике выше заявленной кг на ~50. Несмотря на мои уговоры отнестись к просушке серьезней, ребята подзабили. Поточив приготовленной на кастрике Антистапеля картохи с тушенкой, упали позалипать перед дорогой. И всё бы хорошо, но тут-то начались неожиданные проблемы с трансфером. Водитель, съехав 30 метров с асфальта по проселочной дороге в сторону реки и нашей конечной локации, посадил газель на мосты без каких-либо вариантов вытолкать. Все потенциальные помощники, скопившиеся на джипах у заправки неподалёку, остались глубоко безучастны. Благо единственный хороший человек на джипе уделил время и, съехав с Калужского шоссе, вытащил нашу газель из трясины.
Забрав весь скопившийся мусор и остатки пива в количестве трех бутылок, выехали в сторону дома в 17.30 – прибыли только в начале одиннадцатого ночи. Единственный прокол в планировании. Но это уже совсем другая история.
P.S. Это были воистину выдающиеся выходные! Я и не думал, что вы умеете так отдыхать и более того – вам такой отдых по душе. Мы обязательно повторим этот трип в других природных условиях, с более четкими лесами и полянами! Но в такой же компании (-: Антон.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи