В жизни каждого человека бывают ситуации, побывав в которых человек делает для себя важные выводы. Вот и я, сходив в поход 1-3 мая 2009 года на р. Поля, сделал несколько простых, но очень важных, на мой взгляд, выводов. Но… обо всем по порядку.

Поход начался задолго до того, как мы покинули столицу. Недели, наверно, за две до выезда Колян в него ушел. Есть также предположение о том, что следующий поход Коляна начинается сразу после окончания предыдущего. Такой вывод я сделал, просмотрев аккуратно сверстанный и раскрашенный в разные цвета екселевский документ, который он мне прислал с приглашением «пойти в поход». Там было расписано абсолютно все: карта маршрута, расписание движения по минутам (!), включая отъезд из города и возвращение, выполнен расчет продуктов по составу и количеству, расчет и распределение по рюкзакам участников вещей, даже перечень необходимых личных вещей был составлен.

Все было расписано настолько тщательно, таблицы пестрили разнообразными подписями и циферками, все раскрашено разными цветами – словом, не было никаких сомнений в том, что составитель очень хорошо постарался и маршрут наверняка тщательно проработан, и у меня даже мысли никакой не возникло задуматься о расстояниях переходов, и времени на остановки. То есть, это когда берешь в руки какой-нибудь учебник, по физике, например: он красиво оформлен, много формул, теорем, рисуночков, все так точно, лаконично, сразу понимаешь – умные люди писали, проверяли наверно не раз, корректировали, все продумали, какие тут могут быть ошибки? Так и я доверился этому «плану» целиком и полностью даже не задумываясь о его содержании… А зря.

Несколько насторожила ситуация в самом начале похода, когда выяснилось, что полуторачасовой переход длится по плану с 15:30 до 16:00. Тревогу внесло то, что свою небольшую «ошибочку» Колян принял весьма задорно, сказав, что ошибочный час можно запросто компенсировать временем стоянок: приема пищи, отдыха, ночлега и т.д.

Река Поля очень красивый лесной водоем. Мне очень понравились ее изгибы, тенистые повороты, притоки, затоны, излучины. Лиственные деревья в это время пока еще голые, а на берегах Поли растет много хвойных, это создает очень приятное теплое ощущение. Важно отметить, что с погодой нам действительно крайне повезло: все три дня было солнечно и тепло, - мы натирались кремом от загара, который оставлял белые разводы на лице и щипал глаза, когда умывались. Одним словом, все было здорово, и было бы, наверно, еще лучше, если бы не… «план».

Годы СССР хорошо известны нам плановой экономикой и, как следствие, повсеместным планированием. Государство планирует, сколько человеку работать, сколько отдыхать, сколько есть колбасы, а сколько сгущенки, какую носить одежду, в какие театры ходить на какие спектакли, какие смотреть фильмы и так далее. Буквально все. Это имеет как свои преимущества, так и явные недостатки. Не углубляясь в политику, отмечу лишь, что план Коляна был гораздо жестче и конкретнее разработок коммунистов и социалистов, он четко регламентировал процесс нашей жизнедеятельности в течение всего похода и не допускал ни малейшей возможности отклонения. Провозились со сборами и спуском на воду – сократим перекус, провалялись на перекусе – позже станем на ночлег и т.д. Отдыхать? Спать? Сидеть у костра? Что за бред?! Грести!!! Ведь надо выполнить план!

В целом весь поход в основном выглядел как погоня. Непонятно было только мы догоняем или удираем. Одно было ясно – мы ОЧЕНЬ спешим. Причем мы не спешим стать раньше на ночлег, например, чтобы больше отдохнуть, не спешим раньше приехать в Москву… Мы просто спешим. Потому что план.

К моменту выхода в Клязьму во второй половине второго дня состояние было такое, что уже куда-нибудь прийти бы и стать уже. За спиной рабочая неделя, ранний подъем с отъездом, урезанная первая ночевка (потому что план) и полдня обносов на скорость. Вдобавок Клязьма шире, вокруг поля, ветер гуляет, так, что впечатление, будто мы просто ползем. Но Колян был неумолим. «Мы почти в плане, скоро нагоним и придем вообще вовремя» - заверил он. К тому же сильно смущал в плане комментарий к предстоящему переходу «Поднажмем!» Как-то это «поднажмем» настораживало… Типа все это время мы прогулочным шагом шли?

По шпионским фильмам мы знаем, что каждый уважающий себя план А обязательно имеет план Б. В приватной беседе с Коляном я выяснил, что такой план Б у него тоже есть, и он заключается в том, чтобы остановится в ближайшей деревне, а на следующий день с предварительно собранными вещами с утра поехать на платформу. План Б был более комфортным, удобным, менее напряжным и именно поэтому он никак не мог удовлетворить Коляна. Пытаясь найти поддержку среди других участников похода, я рассказал про план Б, а также про неоценимые возможности, которые он нам дает, но увы, все были крепко завербованы Коляном и никто не поддавался на мои продуманные провокации. Хотя в глазах явно читалась тоска, усталость и непонимание, дрожащим голосом и исподлобья глядя на Коляна, Леха странно улыбаясь, спросил: «А как же тогда план?...» Этого было достаточно, чтобы Коляну убедиться в популярности своих мер и исключительной необходимости действовать строго по плану А.

Мольбами своими оглушаем мы Всевышнего, но почему же нас не слышит он? Идем по Клязьме, солнце зашло, вокруг вольные степи, все серо и безрадостно, меня охватило отчаяние. Дальнейшие события заставляют меня убедиться в существовании Высшей силы, разума и справедливости. Патрульный катер ГИМС заставляет нас причалить к берегу и, ссылаясь на не начавшийся сезон навигации, отсутствие у нас каких-либо документов на судно, спасательных жилетов и прочей амуниции вежливо требует покинуть поверхность воды. На совсем.

Честно говоря, я удивился, что Колян так послушно последовал настояниям инспекторов. Все-таки здравый смысл одержал верх! Ура! Мы идем до ближайшей деревни. Там встаем на ночлег, есть время, чтобы собрать байдарки, выспаться, просто отдохнуть и пообщаться. Правда в этой деревни нет платформы, и нужно придумать, как до нее добираться, но это тогда казалось вообще не проблемой.

Причалив, мы с Антоном почти сразу отправились в деревню. Настроение значительно улучшилось, и было даже как-то весело. Продавщица в магазине с характерным оконьем поведала нам о неком Юрчике, который владеет Газелью и наверняка сможет нам помочь. Мы выручили ее на две бутылки пива, отблагодарили и отправились искать Юрчика. Увидев человека лет 60-ти, я сначала не осмелился назвать его «Юрчик». Ну действительно, как-то неловко приветствовать незнакомого старца словами: «Здорово, Юрчик!»… Однако, он с твердостью подтвердил, что Юрчик – это именно он, и запросто может нам помочь. Если б он тогда знал, на что подписывается… После непродолжительных переговоров по стоимости услуг с женой Юрчика, которую он уважительно называл «Хозяйка», мы, попивая прохладное пивко, направились в лагерь. Надо отметить, что «Хозяйка» обладала незаурядными навыками ведения переговоров и сбить цену ниже 500 рублей мне так и не удалось. Юрчик довольно закряхтел…

Остаток дня был просто чудесным, вкусный ужин, посиделки у костра, и как продолжение сон почти до восьми утра (щедрость Коляна – видимо, благодарность за договоренность в деревне).

Утром я оставил друзей собирающими байдарки и рюкзаки и отправился за машиной. Юрчик меня горячо поприветствовал и сообщил, что сам, к сожалению не сможет отвезти нас, но на его машине это сделает другой человек. «Он мне как брат» - заявил Юрчик, словно это однозначно свидетельствовало об успехе предстоящего переезда. Я разумеется нисколько не сомневаясь в компетентности «брата» Юрчика все-таки предложил ему лично сопроводить нас, но он заверил меня в том, что в этом нет никакой необходимости… Как же он ошибался!

Вадим (так звали «брата» Юрчика) легко согласился (на мое удивление) проследовать непосредственно до места нашей стоянки на реке. Дело в том, что путь от деревни до лагеря лежал через пойму, а учитывая, что половодье только закончилось, делать это было достаточно рискованно. Его невозмутимость вселила уверенность и в меня: он местный все-таки, едет, значит, знает, что проедет, подумал я. По мере движения по пойме уверенность в высокой квалификации водителя у меня начала развеиваться. Даже я, который никогда не был профи по ухабам и колеям, и то знаю, что на подозрительных по проходимости участках не нужно делать резких движений, менять скорость, повышать обороты двигателя. Вадим между тем, явным образом притормаживал в глубине ухабов, что почти сразу привело к «вынужденной остановке». Застряли! «Вот, бля… даже лопаты нет» - в сердцах выругался Вадим. Подоспели с помощью парни, но вытолкнуть Газель из грязи не удалось.

Вадим пошел за лопатой, а Колян пока уговаривал меня принести вещи к машине и не соваться на Газеле дальше. Под ногами было болото. Насыщенная водой глина с виду была вполне твердой, но под колесами Газели превращалась в кашу. Вскоре из деревни подоспели с лопатой Юрчик и еще несколько деревенских парней. Откапывали, подкладывали доски, толкали и раскачивали. Юрчик все это время недоумевал, как можно было додуматься сюда заехать – ведь поле здесь перекопанное – пашня, да еще и после паводка! После двух часов колготни Газель поддалась и с разгона по доскам выскочила из глиняного плена. Колян к тому моменту был уже по уши в грязи и довольно улыбался. Быстро погрузив вещи и натолкавшись в машину, мы направились к деревне, вернее… попытались направиться. Вадим почти сразу нашел еще более глубокую грязь и резко зарылся по самые мосты.

По выражению лица Юрчика можно было прочесть очень многое. Тут и досада за «брата», и боль за измученную машину, и непонимание того, КАК можно так врюхаться, и КАК теперь отсюда выбираться… Он бегал вокруг, тихо матерился и все время спрашивал: «Ну поле ж ведь перепаханное!.. Ну как же так можно?... Сюда ведь даже летом никто… » После некоторых попыток вытолкнуть Газель и сломанной лопаты, деревенские решили идти за трактором. Колян призвал не дожидаться трактора, а приступить к откапыванию самостоятельно. Для этого он ловко починил вместе с Вадимом лопату и принялся копать, попеременно поручая откопку то Лехе, то Антону, видимо подозревая, что те еще не совсем заебались. Шло время, но Газель не поддавалась. Отчаявшись успеть на электричку, девчата достали консервы и бадяжили смачные бутерброды. Колян копал. Вадим был уже полностью в его подчинении, Колян деловито указывал ему, куда что подложить, как газовать, куда сдавать и т.д.

Вскоре на горизонте появился военный ГАЗ-69 с резиновой лодкой на крыше и направился в нашу сторону. За рулем его сидел конкретнейший колхозан, который, уже подъезжая к Газеле, конкретно застрял, но быстро выбрался благодаря полному приводу. Порвав первый тросс, он наконец-то согласился сложить второй вдвое и двигаться без рывков. Это вкупе с постоянным поперечным раскачиванием Газели все-таки позволило одержать верх над тамошними болотами. Мы выбрались!

Было понятно, что Колян счастлив. Он был так доволен этой историей, что даже простил ГИМС за то, что сняли его с маршрута. По пути он сказал: «План Б был изначально слишком прост, пришлось его доработать!» Цели достигнуты, мы возвращаемся.

P.S.: Выводы оказались простыми, но очень, на мой взгляд, важными:

  • 1. План – это не всегда хорошо
  • 2. Раскрашенный екселевский документ – еще не значит правильно расчитанный
  • 3. Пойти в поход – не значит отдохнуть
  • 4. Не иметь документов на судно и напороться на инспекторов – это не всегда плохо
  • 5. «Брат» Юрчика – не значит опытный водитель

Основной отчет похода по реке Поля

Комментарии   

Nik Permalink +1 Nik
«Брат» Юрчика – не значит опытный водитель :lol: :lol: :lol:
Всем кто решил составить собственный План похода - обязательно к внимательному прочтению ;-)

Авторизируйтесь на сайте чтобы комментировать

Реки Придонья Первые байдарочные походы 1997-2000гг

Корни нашей походной культуры заложены Мешковым А.Б. на реках Медведица, Хопер и Дон.

Подробнее

Центральная Россия Походы выходного дня из Москвы

Блок посвыщенный рекам Подмосковья и близлежащих областей - Рязанской, Владимирской, Смоленской и тп.

Подробнее

Карелия Сказочные места, посетили не раз!

Очень привлекательные и легкодоступные реки для сплавов. Уксунйоки, Шуя Южная, Шуя Северная и куча планов!

Подробнее