Классический поход выходного дня. Интересны моменты заброски (абсолютно ночью) и выброски (до вокзала ~ 8км от реки), сам характер реки - планировалось идти 120км, вышло лишь под 30км! Просто масса красивых фото природы Ярославской и Владимирской областей, а так же туристического быта.

Реку выбирали 3 дня, планировалась Нерль, но как выяснилось до Переславля нам в пятницу вечером добраться не светит, обратили внимание на эту - Шерну! Харчи собирали мы с Азатом - вышло на косарь еды и на 300 деревянных водочки. Ввиду "грамотного" планирования рюкзаки у нас получились что надо. Азат, думаю, до сих пор помнит эту историю.

Маршрут. Река Шерна, г.Александров(пл.126км)- г.Киржач

• р.Шерна - левый приток Клязьмы, всего то около 150-200 км длинной
  • Фактически пройденный путь по реке: 30км
  • Даты похода: 2006 год, 28 - 30 июля
  • Заброска: туда/ обратно - электричка
  • Состав: Trezvyi, Азат (Свирь-2Н), Олегатор, Антон (Десна-2).

Про Рюкзак и подготовку

Рюкзак Азата вышел не то что на славу, ну для Азата это было как шок… - он ясно понимал, мышцам завтра будет не до него. Теперь к вопросу - почему? Я сам лично запихал почти всю еду Азату в рюкзак, палатку, спальники канны, вотку, топор кстати себе положил ;)… ну и там по мелочи - его вещи и т.д. Ну и стоит это 110-литровое творение на диване, я думаю - херня, килограмм эдак 25-30, одеваю пытаюсь "легко" приподнятся - хрен Вам… вес вышел куда больше 25 - тут я б сказал ЗА 40. Зачет! Азат был более чем доволен, его эмоции выражались одной роковой фразой - "БАБКА!!!! УЙДИ НА#УЙ БАБКА!" - так он громко прогорланил на весь дом, представляя, как он метелит с таким грузом по советскому метро и его подрезает наглая столичная бабка :) Боюсь читатель не совсем поймёт калорит этой фразы, ибо надо видеть глаза туриста, наглость бабки и факт того что остановится он, турист, уже не сможет, а интонация просто валит наповал - исполняется хриплым голосом и ОЧЕНЬ громко, особенно вторая половина фразы.

После Азатовского рюкзака я прикинул сколько весит моя байдарка в полной комплектации - оказалось куда легче, правда после набивки вещами, топором и т.д. - веса почти выравнились, хотя объём моего был раза в полтора больше :)

Теперь позвольте наехать немного на соучастничков мероприятия - мы стоим на вокзале с Азатом, ждём ребят, думаю - щаз хоть часть еды откидаем им - ибо мы за 4-ых прём выходит… Но, хлопцы, решили что сбросить по 250 руб на еду - это херня и собрали почни столько же сами, так, в дорогу… Не надо лишнего - не надо дублей, я так и не понял на кой я брал топор, если Олег взял свой… (это лишни 1,5 кг) хотя сам просил меня - возьми топор… В общем ихни рюкзаки нихера от наших не отличались, хотя по идеи они должны быть раза в полтора меньше, каны, еда - всё на всех лежало у нас. Ну да ладно.. бахнули с Азатом по три соточки коньячка и двинули на Ярославский вокзал.

Станция конечная - Александров

В Александров мы попали вечером - около пол десятого, следующий поезд, котоый нам нужен идёт в 23,30, итого 2 часа ожидания… попытались найти частника, чтоб подвёз - но тут все сложно, бабла за 20 км отдашь как за все 200, не рекомендуем

Ночная заброска

Вылезли из электрички на остановке - "пл.126 км" - это просто ЛЕС, слева и справа лес, до реки тут около километра по карте, и две тропинки в разны стороны - дачники, сцуко! Времени около полуночи, сфоткались на рельсах, рюкзаки на хребет и вперёд с фонарями в ночной лес.Лес интересен - дождь ещё моросил, всё мокрое, и прохладно - около 10 градусов было… свежак! Пёрли по лесу около 15 минут, реку нашли на ощупь - я ещё ночью заценил - купаться утром хотел, но глубина оказалась не выше колена. Выбрали полянку - ставим лагерёк!

Фонарика было три - упущение, хорошо было бы каждому свет, грамотно разбить лагерь в пол-первого ночи - занятие копошное, трэба быть шибко аккуратным. Но тем не менее - всё удалось, даже костёр, чай и т.д. - дрова искать когда ходили, была изречена фраза умная - "ДРОВА ЗДЕСЬ ЕСТЬ, НО РАСТУТ ОНИ ДНЁМ" - сей факт подтвердило утро.

Теперь о планах - в наших мечтах было пройтить на след. день до 80 км, чтоб на воскресенье ещё 30 и мы в Павловском Посаде! Потому и приехали на место ночью, я предлагал байдарки собирать ночью - чтоб утром по резкому сорваться, однако мнение всех остальных сводилось к здоровому сну чуть ли не до 9 утра, тогда как я предлагал в 5 утра лагерь снимать, чтобы хотя бы в 7 быть на воде… 80 км - это ни хрена не шутка, а мне ещё рыбу хотелось вечером половить.

Бодрое утро

Утро начинается с улыбки, ровно в 6 утра… я в 5 не смог встать, так как просто не слышал будильника - ничего удивительно, 0.5 литра было ночью уработано, песни пел на весь лес до 4-ёх утра… 2 часа на сон - приемлемо, один час конечно маловато.

До семи я бродяг наших не трогал - развёл костёр, какая то собака бешаная по берегу ломилась и выла, в общем весело было. Но мы с Красавчегом начали утренний стапель - хвала опытам, я с первого раза всё поставил на свои места и ДАЖЕ СТРИНГЕРА состыковал в одно лицо без напряга!!! Это результат, так как 2 сборки до этого не удавалось даже представить как они так легко могут стыковаться. Секрет во вставке скелета, ЧТОБ ТЮТЕЛЬКА В ТЮТЕЛЬКУ - тогда дальше проблем не будет.

Но время шло - я разбудил туристов, надо ж было и пожрать приготовить и вещи собирать. Еду замутили, по соточке злоупотребили, всё как в России - похмелились! Но вот что плохо - возьня эта со свёрткой лагеря затянулась до 9 утра, только в пол десятого встали на воду, именно этого я и боялся... ну а куда деваться...надо всёт ки ночью собирать лодки, как ни крути.

Истоки Шерны или "Проруби дорогу в жизнь"

Река вёрткая, петляеть ужас, Красавчег, ведомый мной и Азатом постоянно уклонялся от курса - Азат заключил - "что то у него левое яйцо тяжелее правого" - угадал, я нахлабучил оба герма в грузовой отсек, а их вес воистину несравнимы… - потому нас кое где швыряло как гавно по проруби.

Река завалена всем чем не попади, приходиться тратить кучу времени пробираясь по этим хитровые#анным петлям - скорость ужасно мала - 2-3 км/час, а когда тебе по пути деревья попадаются, приходится тратить до 15 мин на прорубку пути, не обносить же! Было даже одно интересное препятствие - разрушенная какая то хрень - типа моста что ли, в общем неважно что это - когда мы подошли поближе - вода там тонкой струёй сливается через кучу бетонных столбов, падая на 30-40 см… я сразу решил что Красавчегу рвать новую шкуру ТУТ не стоит и мы с Азатом чуть приподняв его пронесли по этому меляку. Но Олег проявил энтузиазм - он залез на середину и немного разобрал бетонный завал - стало ясно что порог хожий, главное увернуться от холодильника, который лежал аккурат по курсу хожести этого порога ). Я в это время решил немного почистить места ниже по течению куда нам следовало далее устремиться - не пожалел - вытащил из под воды бетонное перекрытие и торчащими железными арматуринами - аккурат шкуру бы продрали… Красавчег вздохнул облегчённо. В это время Олег с Антоном яростно брали слив, пытаясь уйти от холодильника они торцанули его боком, благо он херово держался - скатился по течению! Вывод: "холодильники байдаркам типа Десна не страшны" ).

Так мы теряли время - если река такая вся (ширина - 4-6 метра) нам не то что 120 км, нам хотя бы 20 пройти! Но жизнь налаживалась - мы дошли то устья этого ручья ~ жахнули 4 км где уже началась САМА Шерна. Тут рыбачил какой то отмороженный дед, увидив нас яростно заорал - что это за река, ну хз подъе#ать хотел или нет, мы чуть не выслали его по адресу, он бедолага с Нерлью спутал - та ёпть 100 километрами на север, это ж надо.

Привал №1

Тут всё как по нотам - привал нам был просто необходим, ибо, как известно, "без еды ни туды, и ни сюды"… Обед, солнце давало понять что полдень у нас далеко за плечами, а желудок в подтверждение тому заманчиво урчал. Красавчег шёл тяжело, левое яйцо явно кривило и сделать балансировку просто необходимо -- > Привал!

Да, осознание твёрдого берега после трёхчасовой ##ебли на воде, эт как ни крути - приятно. Да и подзамёрзли немного. Фоток тут маловато, но не судите строго - жрать хотелось не на шутку. Азат даже одел тёплый свиторок, я смотрю - подмёрз, бедолага, ну и предложил ему далее продолжать путь в свиторке - и это был момент истины! Азат посмотрел на меня, на свитер, на воду, я представил как его мозг генерирует мысль о вероятности намочить единственную тёплую вещь и тут опять фраза дня - "КОЛЯ, без свитера мне пи#дА!!!"… Я плакал.. как калоритно было сказано, сам понял что не прав, свитер Азата не должен был покидать гермомешок во время сплава… факт!

Еда, ну как бы бональна она не была, а отобедали мы хорошо… По три соточки, балансировка Красавчега, и снова в путь!

Бросок по петлям

А иначе сие и не назавёшь… шли с добротной скоростью, левой, правой - "Гребли как Бобики" - заметил Антоха, добавить нехрен… так всё и было. НО, есть одно хорошее такое НО - километраж не хотел нам поддаваться, как ни крути! Вроде бы скорость есть, время есть, а где ж расстояние, чёрт побери… Формула что ли не работает? Река настырно не поддавалась, такое ощущение что расстояние по карте и по реке абсолютно разное - не иначе как коэффициент 1,5 надо вводить! Если решите ходить по таким ручьям - смотрите космоснимки и проверяйте километраж по ним - это совершенно другая величина, петель в 2 раза больше, карты сглаживают этот спецэффект, им особо не стоит верить.

В итоге, что мы имеем? - впереди 60 км по карте до предполагаемого места ночёвки, на дворе пятый час, качество реки дальше падает, опять есть намёки на завалы и т.д. ширина не превышает 10-15 метров, а значит даже но завтрешнего утра - мы не успеваем уложиться в сегодняшний план! Смотрим карты - надо менять цели, Павловский Посад явно сказка при таком раскладе. Ищем места откуда можно свалить, особо долго мозговать не пришлось - Киржач под боком правда в 6 км от реки, а там лес, по прямой не попрёшь - значит будут все 8 км - ну и хрен с ним, дойдём, особо выбирать не приходится - ищем место под лагерь.

"На берегу этой дикой реки…" - вот и лагерёк

Местечко присмотрели оптимально, деревеньку "Юрцово" что ль видно в 2х км, куда завтра идти понятно, а значит - организуем не сложный туристический быт! Пока Олег с Антоном занимались дровами и костром, мы с Азатом увлеклись рыбной ловлей - традиционным мероприятием любого водного похода.

Скажу про реку с точки зрения себя как рыбака. Вода прозрачная черезчур! Это означает что полтора метра - дно видно, у нас в Поволжье такого нет.. Шерна в целом река не глубокая - найти яму метра 3 - это здесь проблема, течение есть и нехилое для такого ручья, вода дико холодная - родниковая, голубоватого оттенка, мути нет, если поднимаешь муть - оседает моментально. Место где мы остановились благоприятствовало нахождению рыбы - правая петля, овражестый глиняный берег, глубина под берегом оч. не маленькая - около 3-4-х метров, наличие мелкого затончика заросшего правда нахер, а жаль. Грамотно снасть поставить в такой реке не просто, особенно без грузил :-). Рубили с Азатом колья, аж четыре. Ставить снасть решил в более спокойной воде - отгородить затон, не выходя на сильное течение, показалось хорошей идеей. Проблема была с кольями - дно песчаное, как втыкать с лодки кол в такое дно на течении, думаю догадываетесь - не просто. В итоге - леска встала, но очень не качественно, поймать чего то было бы удачей, а тот факт что на 30 км реки было всего 3 рыбака, да и то видимо от делать нех.. давал понять что с рыбой тут не густо.

Заветный ужин

Об ужине можно сказать следующее - тушёнки и картошки было 50 / 50, думаю дальше можно не писать...

Пора собирать удочки

Будет ли у нас сегодня уха иль нет, интересовало всех. Прошло 3-4 часа покуда удочки простояли в реке, пора бы их действительно снимать. Поехали с Олегом, ибо темно и тут необходим опыт управления на течении. Взялся за леску - мои самые страшные думки сбылись - её скрутило в шнур… Да, без грузил на таком течении делать нечего - один кол торчал посередине снасти, вот аккурат под ним - три рыбёхи! На уху нам более чем достаточно, не зря потели.

Далее пошли с Олегом мыть байдары, матросы не понимали наших хлопот, на дворе меньше 10 градусов тепла, ночь, а мы лезем в ледяную воду. Но так надо, деваться некуда.

Прошло ещё около часика - уха дымилась на костре, но этот раз я взял все приправы, получилось что надо! Под ушицу добили всю водку, посидели для души, матросы уже храпели, когда я оставил Олега смотреть на звёздное небо и залез в палатку. Далее следовал здоровый сон, торопиться уже было не куда.

Бодрое утро

Утро началось раньше, нежели мы сделали бодрый подъём. Часов в 6 или 7 приехали два рыбака/грибника на мотретыкле, ловили рыбу, нам пришлось в кипеше выглянуть на улицу проверить целостность лагеря. Потом вышло солнце и стало душно. Выйдя во двор я решил сделать пробежку, это традиционное занятие последнее время. Пробежка удалась на славу - километров 8 жахнул точно, ибо бежал по лесу около 35-40 минут. По возвращению в лагерь как раз успел к каше, приготовленной Олегом.

Завтрак тоже опишу кратко - 2 банки сгущёнки сопровождали варёный рис. Ну и следом естественно сбор лагеря, забыл сказать - искупался я в этой реке посля пробежки… вот, прохладная однако.

Азимутальный ход

Вариантоф как дойти до Киржача было несколько.. Я поначалу склонялся к асфальтовому - солнышко вышло, думал позагараем! Но Олегу нравился вариант с покорением лесных троп, на чём вскоре и остановились - так короче. Рюкзачки теперь у матросов полегчали, еду, как ни как, покушали, хотя осталось… потому Олег кое какие баночки уложил себе в байдару, тем самым разгрузиф фотографа - правильно сделал, фотограф (Антон) должен везде успеть - что он и сделал.

"Вместе весело шагать…"

Шагали что называется бодро, просеки чётко должны были вывести группу в "полосатых купальниках" на асфальт. Лес просто загляденье, жаль не было побольше времени - была возможность набрать любой ягоды, грибочков, что угодно - всё тут растёт. Мы с Антоном слонялись по лесу а поисках объектов для фотоохоты.

ПривальчеГ…

Протопали аккурат часик - требуется привал. Откушали ягодок, меня правда за это 4 осы укусили.. по 2 на каждую ногу, но эт мелочи жизни, переживём… я после того одеться решил... Дальше ещё около 20 минут и мы на асфальте на Киржач!

Автобус на столицу

Явление аффтобуса тут частое, за соточку, что ли, водила согласился добросить до самой столицы! Билеты естественно уже все проданы - сидели на полу, распивали пивко и так 2 с лишним часика! Ну а дальше это уже не поход, как говорит Резидент Еськин, так что КОНЕЦЪ!

P.S. Не знаю как остальные, но у меня есть желание вернуться в Киржач и жахнуть оставшуюся часть путь до Павловского Посада.