Грузия – чудесная страна, по которой текут замечательные реки и в которой живут удивительные люди. За 5 дней мы окунулись в сказку, где шумят как минимум четыре Арагвы, где всегда рады гостям, а огромные персики и свежий инжир стоят по 20р за кг… Я практически уверен, что в эту страну мы еще не раз вернемся, чтобы встречать старых друзей и проходить новые реки.

Идея пойти в поход в Грузию родилась в Карпатах, после сплава по р. Черный Черемош. Как это обычно бывает - завязался разговор и я брякнул, что в Грузии якобы много подходящих речек… Общество не раздумывая подхватило мысль – каждый вспомнил, что всегда мечтал побывать в Грузии, и что там вкусное вино, и люди какие душевные… Тут же и порешили, не откладывать в долгий ящик и организовать поездку этим же летом.

Маршрут 1. Река Белая Арагви, с.Гудаури - с.Ананури

Маршрут 2. Река Пшавская Арагви, мост у притока Хевсурской Арагви - с.Цифрани

  • Фактически пройденный путь по рекам: Белая Арагви - 34км, Пшавская Арагви - 28км.
  • Даты похода: 2013 год, 19-23 июля, 3 дня сплава.
  • Заброска самолетом: Москва-Тбилиси Грузинские авиалинии, Тбилиси-Москва S7
  • Трансфер по Грузии: автомобиль Транзит с багажником, сопровождающй водитель на все 5 дней - Рамаз
  • Состав: 10 человек, 3 катамарана (Гоша-2, Север-4, Аргут-4)

Подготовка к походу, о Рамазе

Подготовку к походу вели коллективно, но отдельные слова благодарности заслуживает Ольга (OlgaS),которая мужественно решала проблему с трансфером в незнакомой стране, и, благодаря своему (а теперь уже и нашему) старому доброму грузинскому другу Алико, справилась с этой задачей великолепно! Все 5 дней в Грузии нас перемещал, сопровождал и заботился бесподобный водитель Рамаз. Удивительно было то, что Рамаз с большим трудом понимал по русски, знает он только самые простые слова, типа – «вперед», «поехали», «доброе утро», «здравствуйте», «который час» и тп. Но трудности понимания ерунда, по сравнению с безумным колоритом этого персонажа!

Вообще, все грузины – в своём роде бесподобны, но об этом еще поёдет речь далее, а пока я хочу поделиться контактами Рамаза. Для тех, кто ищет водителя для транспортировки групп до 10-15 человек с багажником на крыше – это отличный вариант! По ценнику на наши даты его услуги обошлись по 60$ в день, при этом - полный безлимит по километражу в рамках согласованного маршрута. Рамаз обещал плотненько заняться изучением русского языка, но я рекомендую для согласования времени встречи, маршрута, оплаты и тп., все детали обговаривать с его родственниками, которые хорошо знают русский. Лучше пробовать звонить по обоим телефонам и использовать email, удачи ;).

Планирование маршрутов

Как таковых, актуальных отчетов о сплавах по рекам Белая/Пшавская Арагви я в сети практически не нашел. Есть очень древние варианты, с лоциями без карт, привязаться по которым практически невозможно. Прошло много лет, всё изменилось включая берега и русло. Нужно сказать, что русло здесь меняется каждый год, поэтому пытаться подготовится и изучить каждую протоку по лоциям - бессмысленно. Я находил снимки со спутника разных лет, одно и тоже место - не узнать, река горная и гуляет в пределах своей долины как ей вздумается. Местные рассказали, что в мае и при сильных дождях уровень Пшавской Арагви легко поднимается на 4-6 метров.

Навигацию к походу я ограничил подготовкой спутниковых снимков, благо разрешения на эту зону очень хорошее, привязаться на местности по ним не представляет труда. Основные препятствия хорошо видно, если есть серьезный порог - вы его не пропустите, так же можно прогнозировать завалы, отмечать мосты, газопроводы и деревни - всё это я аккуратно сделал. Подготовленные карты для печати на А4 выложены далее по рекам без потери качества.

Генеральный план похода следующий – подготовлено 2 основных маршрута (Белая и Пшавская Арагви) и один альтернативный (река Алазани), на случай есть Пшавская Арагви будет непригодна для сплава. Первым обязательно проходится маршрут реки Белая Арагви – он проще технически, экипажи должны успеть хорошо сработаться, далее идем на Пшавскую Арагви, если там мало воды или всё в завалах – переезжаем по плану Б на реку Алазани (это 100% вариант полноводной реки для простых покатушек). Ниже я дал общую схему всего похода, а так же укрупненные наброски обзорок по основным маршрутам.

Лоция реки Белая Арагви (Спутник, 17Мб)
Лоция реки Пшавская Арагви (Спутник,18Мб)
Лоция реки Алазани - план Б (Спутник,8Мб)

Река Белая Арагви

По факту, сплав на Белой Арагви мы начали только от моста №7 (лист 7). Там есть замечательный подъезд и огромная поляна в пойме, со стороны дороги отделена огородами - нормальное место для ночевки тоже (знать бы раньше). Выше моста №7 река в нашу воду (расход здесь был примерно 10-15м3/сек) показалась очень мелкой для катамаранов ввиду частого отсутствия выраженного русла. Ниже вроде более менее, хотя многие и это бы сочли сплошным мучением - первые 5-7км мы шли на грани, то и дело присаживаясь на отмели.

Фактический антистапель мы сделали на ЛБ напротив села Цивцкаро (лист 21), в 400 метрах выше моста №21. Отличное место, в этом районе реки таковых мало, поэтому смело рекомендуем!

Река Пшавская Арагви

На Пшавской Арагви с началом сплава всё более менее понятно - это однозначно мост у притока справа - р.Хевсурской Арагви. Стапель там же у моста - места предостаточно, насчет комфортной ночевки не уверен. Место это (мост) очень оживленное как ни странно, там и вечером и утром тусуются компании, остановка там еще автобусная, в общем движение в целом напряженное. По проекту я планировал встать лагерем на 1 км выше по течению Пшавской Арагви, там просматривалась полянка на спутнике. Ходил туда прогуляться - не самое удачное местечко. Но так как мы и не стремились ночевать на стапеле, а сразу пошли на штурм первых 6-ти км "псевдо-каньончика" - поляну пришлось искать ниже по течению. Отличный вариант с подъездом для машины есть в 500 метрах выше моста №4 (лист 4), напротив препятствия П.8. Чалится очень удобно немного выше поляны в небольшое улово на правом повороте, где дорога резко расходится с рекой. Потом каты лучше перетащить прямо по дороге до поляны. В самой пойме много глины - все ноги поломаешь.

Фактический антистапель мы сместили с листа 14 на лист 13. Увидели огромную великолепную поляну на ЛБ сразу за мостом №14 и не смогли устоять! Есть подъезд для машин, очень грамотное место для разборки и просушки катамаранов.

Заброска и знакомство с Грузией

Как показала практика, заброситься в Грузию не так уж сложно, мы проверили как минимум 2 способа. Большая часть группы (8 человек) со всеми катамаранами переместилась в Тбилиси на самолете. Общий перевес в 20 кг и негабаритные рамы Грузинские Авиалинии провели как спортинвентарь, за что представителям компании огромное человеческое спасибо. При этом, в салон самолета на каждого мы занесли в среднем по 20 кг, ручную кладь у коллектива с рюкзаками и касками никто естественно не взвешивал. Второй способ заброски – приехать во Владикавказ и далее на такси через перевал до Тбилиси опробовал Серега с Ольгой. Ребята добрались достаточно быстро и встречали нас уже в Аэропорту принимающей стороны.

Важно помнить, как бы Вы не собирались добираться до Грузии, ни в коем случае нельзя въезжать на её территорию через Южную Осетию или Абхазию. Грузинские органы официально заявляют, что в таком случае тупо посадят вас в тюрьму прямо на границе и объявят, соответственно, врагом государства.

В аэропорту нас встречал друг Алико и великолепный водитель Рамаз. На улице жарко и солнечно, но немного пугали рассказы Сереги о том, что в горах на перевале уже 4-й день идет ливень. В целях экономии веса мы не брали с собой некоторые вещи – например тент и топор, поэтому дождь действительно был не в тему. Особо не мешкая поехали в Тбилиси, где после обзорной экскурсии попрощались с Алико и остались без переводчика. Хотя, это еще как сказать, место Алико уже давно был готов занять Алик. Алик любит общаться и он общался… И вот, мы уже мчимся к Рамазу домой, чтобы взять с собой упущенный топор и посмотреть не получится ли чем то заменить тент.

В целом, уровень жизни в Грузии не высокий – здесь нет небоскребов на каждом шагу, шикарных улиц, мегамагазинов с блестящими витринами, суперкаров и т.п. Люди живут в основном своим трудом, землёй и это определяет настоящий уровень их отношения к друг другу. Рамаз завез нас за топором на стройку своего будущего дома, где работали его родственники – уйти миновав застолье не получилось, мы с трудом объяснили, что спешим и все таки должны отправиться в путь.

Далее следовал супермаркет, где мы затарили всего-всего на 500$, а потом ресторан, где за 2 часа ужина и веселых посиделок с живой музыкой средний счет вышел по 14$ на человека. Казалось бы, можно так каждый вечер ездить в ресторан и кутить, подумали ребята… Для справки - в Грузии в ходу доллары и местная валюта – лари (20 руб), но и рубли вроде тоже катируются. В горах, конечно же лучше иметь лари, мы например, каждый день ездили и покупали свежий сыр, фрукты, молоко и хлеб – стоит всё очень дешево, но безумно вкусно и приятно.

Из ресторана еле разошлись, за окнами была без малого полночь, когда мы сели в машину и поехали таки в горы. Часа 1,5-2 по серпантинам и мы добрались до начала перевала в Гудаури - за окном шел дождь. Найти шикарную поляну на обочине горной дороги ночью, когда везде обрывы, а внизу шумит река – дело безнадежное, поэтому, выбрав первую более менее подходящую площадку, мы быстро поставили лагерь и уснули.

Стапель №1, неподалеку от Гудаури

Горный сон бодрит – в субботу утром я вскочил в 7 утра и был удивлён изумительными погодными условиями. На небе не облачка, солнце озаряет шикарные виды горных вершин, зеленых лугов и беспечно бродящих вокруг лагеря коров. В 200 метрах от полянки виднелось отделение местной милиции – в ночи мы его не заметили. Место ночлега в целом производит хорошее впечатление, но есть 2 очевидных недостатка – от проезжих машин шумела дорога и очень уж много мусора и коровьих лепёх на этой заезженной полянке.

Мы находились на листе 4, в 500 метрах ниже по течению от моста №2 – это начало перевала в сторону Владикавказа. Река в данном районе совсем мелкая, расход я оценил бы не более 5-8 м3/с. На фото видно, что после моста в сторону Гудаури, русло представлено банальными мелкими ручейками, очевидно выше по течению с катамаранами сейчас делать нечего. Времени терять не стали - быстро позавтракали и поехали искать более высокую воду и место для стапеля. То что воды должно быстро прибавится было очевидно, в реку то справа, то слева впадали довольно крупные ручьи, увеличивая общий расход.

Место нашлось через 6 км – это мост №7 с шикарной поляной рядом. Воды прибавилось раз в 2 и русло стало более выраженным. Сборы провели оперативно часа за 2-3, на воду спустились около полудня.

День 1. Сплав по реке Белая Арагви

Белая Арагви – хорошая техническая речка. Все препятствия относительно безопасны и просты. Главное что требуется – это оперативное маневрирование и умение разгадывать кроссворды. Когда русло одно – хорошо, но когда их 2-3-4-5-6-7… это становится не смешно, если не угадал – тащишь катамаран волоком. Это колоритное безобразие с кучей проток конечно же не везде, больше всего времени мы потеряли только в первые 10 км, где расход воды постепенно увеличивался до 30 м3/с. Потом есть очень активный, интересный и возможно даже опасный для новичков участок в 4-5 км перед слиянием двух рек – Черной и Белой Арагви. На этом участке, примерно от моста №12 река течет единым иногда очень узким руслом и стремительно проходит серии препятствий, есть даже небольшие бочки, но сильный наклон (везде превышает 10м на 1км) и скорость течения делают все возможные бочки проносными.

Всё проходили сходу, иногда подстраховывая с воды самые сложные участки. Впереди мы с Ольгой проверяли меру сложности на Гоше, потом отбивали по рации рекомендуемую линию прохождения Серверу и Аргуту – стандартная связка. Так как на Сервере и на Аргуте было много новичков, пикантные ситуации возникали. Сервер разок налетел на бетонную плиту, слегка помял трубку рамы, надорвал кое где верх оболочки и в одном месте чуток пропорол шкуру без повреждения баллона. Все эти неприятности произошли с Сервером на участке перед Черной Арагви (район Паснаури). Аргут чудил без повреждений – разок на наших глазах наехал на большой камень и мужественно оттуда выбирался, рискуя кильнуться. Дело было сразу за мостом №11, там же стоял Рамаз и увлеченно фоткал происходящее - ребята не сразу заметили торчащий под мостом железный прут и не успели оттянуться от ПБ. Вообще говоря, вторая проблема верховьев Белой Арагви после отмелей – это мосты и газопроводы, которые частенько приходится обносить ввиду явного непрохода. Важно вовремя принять решение и суметь зачалиться перед такими препятствиями, иначе дело может закончиться не лучшим образом.

На устье р.Черной Арагви сделали перекус и отдохнули, было примерно 15-16 часов дня. Эффект слияния Белой/ Черной Арагви впечатляет – реки действительно имеют белый и черный цвет ). Ниже этого слияния Арагви становится полноводной, расход кажется достигает 70-80 м3/с, но препятствия не прекращаются и в режиме быстрых покатушек за пару часа с остановками мы пролетели оставшиеся 18км до места первого антистапеля перед мостом №21 у села Павлеури.

Антистапель №1, неподалеку от с.Ананури

Антистапеля ждали все, потому что сплав длиню 38 км уже начал утомлять – катамаранная посадка в течении всего дня с непривычки утомит любого ). Ну и конечно же ресторан – если бы раньше легли вчера спать, сегодня было бы наверняка легче.

Поляна зачетная, где то рядом деревенька, но местных мы увидели только на следующий день на выезде. А так – удобно, просторно, много дров и сухо. Ночь мне запомнилась тем, как Алик уговаривал Рамаза спеть грузинскую песню про «Сулико»… Тот ни в какую не соглашался, ссылаясь на то, что нанимался крутить баранку, но не петь. Кстати любимая русская песня Рамаза – «стюардесса по имени Жанна», он просил её исполнить, но мы смогли вспомнить только припев ).

День 2. Переезд на реку Пшавская Арагви

Наш путь лежал через Ананури, Жинвальское водохранилище и ГЭС на северо-восток в сторону верховьев реки Пшавская Арагви. По дороге остановились окололо крепости Ананури, на берегу ВДНХ. Эта крепость (16-18-е ст.) - кандидат на включение в список "Мировое наследие" ЮНЕСКО. Вход бесплатный – есть родник, пляж внизу - народ купался и загорал. Мы прогулялись , пополнили запасы воды и тронулись далее.

Пока Рамаз искал газовую заправку, мы активно скупали придорожные фрукты - народ сидит с персиками повсюду у дороги, это так приятно! На 100р – 5 кг вкусных персиков размером с биллиардный шар. Я впервые попробовал цветок инжира, который люблю кушать дома в уже сушеном виде. Арбузы и груши, яблоки и абрикосы, пастила и чучхела, грузинские сливы и разнообразные орехи, любые овощи - чего здесь только не продают.

День 2. Сплав в верховьях Пшавской Арагви

Дорога к верховьям Пшавской Арагви отвратительная в самом начале, дальше асфальт хороший. В отличии от Белой Арагви, эта река на 90% спрятана от дороги в долине и загорожена деревьями. Часто дорога отходит достаточно далеко от берега, преодолевая балки по мостам и т.п. Справа и слева нависают скалы, из которых бьют многочисленные родники – места очень красивые, гораздо более дикие, чем первый маршрут.

Первые 5.5км реки от слияния с Хевсурской Арагви – несомненно самый интересный участок! Это было понятно и по скромным старым лоциям и глядя на него с дороги. Река здесь максимально быстро течет в узком русле, напоминая каньон, резко петляя и спотыкаясь об огромные валуны. Замеренная нами скорость катамарана во время сплава достигала 7 м/с, расход воды на глаз около 30-40 м3/с. Я читал, что некоторые группы (возможно лодки) просматривали каждый километр и выставляли страховку, мы ограничились беглым просмотром с машины во время движения, главное было убедиться что нет завалов, остальное для катамаранов не должно было доставить совсем уж серьезных проблем.

Больше всего волновался бедный Рамаз, он как самый взрослый участник начал первый поднимать тревогу. Последние 5 км до точки, когда мы смотрели реку, он вторил в спину слова «опасно», «назад» и всячески нагнетал атмосферу. Даже позвонил Алико, чтобы тот перевел мне его опасения и страхи по поводу этой реки. Но реально глядя на вещи, ничего суперопасного здесь не было, кроме одного завала , где ½ русла – это застрявшее бревно, а другая ½ - это нависшие деревья и камень под ними. Поэтому спокойно собрав каты и подклеив Сервер мы начали сплав уже в предвечерних сумерках.

Первые впечатления были супер – после наскучевшей Белой Арагви все экипажи отлично справлялись с управлением и получали действительное удовольствие от маневрирования по быстрой и жесткой струе в каньонном русле. На участке перед мостом №2 и сразу после есть пара кусачих бочек, далее в основном быстрая шивера, осложненная мини бочками и камнями. Прохождние 5-ти километрового каньона мы дважды сняли на видео. Видео второго дня в солнечное утро гораздо качественнее вечернего сумеречного, его можно найти ниже через пару абзацев.

Ночевка на Пшавской Арагви

Первая ночевка на Пшавской Арагви удалась на славу, после дозы адреналина от прохождения верхней части речки настроение у всех было приподнятое. Кушали замечательно приготовленное рагу и коньяк, пели песни и смотрели за восходом луны из-за гор.

На следующий день, согласно просьбам и воле трудящихся, мы запланировали повторное прохождение каньона. Для этого дежурные Серега с Ольгой взялись обеспечить более ранний подъем и готовку пищи, чтобы до 8.00 погрузить каты на багажник и свернуть лагерь. За весь день нам предстояло пройти реку до конца - около 35 км, плюс к этому, с большой вероятность я ожидал завалы в русле. Соответственно, нужен был нормальный запас времени на прохождение, а значит ранний подъем и активная работа - так решили, так и сделали.

День 3. Сплав по реке Пшавская Арагви

Здесь, во-первых нужно оговориться, что у Кости на Сервере-4 была с собой экшен камера. Он снял много видео обо всем – и о сплаве по Белой Арагви и по Пшавской, наверное от начала до конца. Это бездонные гигобайты материалов, форматированием которых Костя надеюсь еще займется и сделает кино. А пока, по нашим просьбам он разместил на Ютубе самую интересную часть сплава – прохождение каньона Пшавской Арагви от моста №1 утром 3-го дня. Ролик состоит из 2х частей примерно по 2.5-3 км реки каждая:

Первые 3 км от слияния Пшавской/Хевсурской Арагви (каньон)
Продолжение каньона + 3км

После каньона река вовсе не ослабевает и продолжает нестись все 30 км! Нужно быть предельно внимательными на поворотах, потому что встречаются техногенные завалы из арматурин о которые можно порвать шкуру – мы видели минимум 2-3 таких и аккуратно проводили их по мелким огибающим протокам. Очень понравились последние 10 км, мощь реки максимальная, валы высокие и очень хороший уклон. Фоток этой части нет, потому что Рамаз нас потерял – где то прошляпил каты в середине маршрута, так что потом Алику пришлось бегать искать, где он там стоит.

К антистапелю пришли часов в 16, солнце светило активно еще минимум 2.5 часа и мы успели просохнуть и собраться, потом небо затянуло и в ночь уже накрапывал дождь, усилившийся к утру.

Вечером у нас было интересное знакомство еще с одним Рамазом из местной деревушки. Вот что значит Грузинское великодушие и гостеприимство. Местный Рамаз не знает русский язык, но он заметил что на поляне иноземцы. Когда стемнело он подъехал к лагерю, что то объяснил нашему Рамазу и принялся варганить какое то блюдо из сыра на нашем костре. Сначала все были слегка возмущены, позвонили Алико чтобы поговорил с пришельцем. Оказалось – мы здесь гости, а значит Рамаз-2 не может нас отпустить не угостив местными деликатесами, он привез с собой шашлык и жалил его нам, от пожарил какой то вкусный сыр в масле, достал вино и пиво, даже сушеную рыбу раздобыл из самой Арагви! Поняв намерения Рамаза-2 мы были польщены, просидели с ним до 2-х ночи выпив изрядное количество вина. Главный тост вечера – «Гаумарджоус», что означается «Ваше благополучие и т.п.» в эту ночь многократно звучал над нашим костром. Ну а веселые рассказы про Грузию и Пшави, состоящие из одного глагола «ЕСТЬ» и кучи существительных мы запомнили надолго, это нужно было слышать - «Медведь – ЕСТЬ, ЕСТЬ, ЕСТЬ!», «СВД - ЕСТЬ, Рыба – ЕСТЬ, Кабан - ЕСТЬ, …».

Тбилиси, прощание с Грузией

На последний день похода у нас были особенные планы – хотелось посмотреть Тбилиси и достопримечательности. Конечно, временные рамки сильно ограничивали – вылет самолета, если правильно помню, стоял где то на 15-16 часов. Рамаз привез нас в город, прокатил какими то популярными маршрутами, рассказать естественно ничего не смог, но иногда важно изрекал какие то диковинные названия то ли улиц, то ли площадей, создавая эффект экскурсии. В районе обеда нас успешно перехватил Алико и дело пошло куда веселее. Единственная грустная нотка – это прощание с Серегой и Ольгой, в 14.00 у них отправлялся автобус в Россию, лететь через Москву в Краснодар конечно же было бы не рационально.

Итак, поредевшее общество во главе с Алико отправилось в старый город Тбилиси – это культурный центр, где сосредоточена красота. Мы прокатились на фуникулере к крепости на скале, видели знаменитые бани, стеклянный мост и многое другое, изображенное ниже на фото. Алико сердечное спасибо за помощь и заботу, они с Рамазом успешно доставили нас в аэропорт и душевно проводили. Нужно сказать, что нервишки щекотались, когда за 2 часа до вылета мы еще даже не выехали из старого города – было как то не по себе. Но, аэропорт действительно рядом, загрузка небольшая и потом пришлось еще минут 30 сидеть в ожидании вылета. Хорошо,что в S7 есть грузины – наш перевес снова удалось записать на сезонный спортинвентарь, прошли без доплаты.

P.S. Всем кто не был в Грузии – рекомендую, действительно очень позитивная страна и люди, мы с радостью будем возвращаться сюда снова. И конечно же Алико, тебя мы рассчитываем увидеть как нового участника следующего похода ;).

contentmap_plugin

Авторизируйтесь на сайте чтобы комментировать

Реки Придонья Первые байдарочные походы 1997-2000гг

Корни нашей походной культуры заложены Мешковым А.Б. на реках Медведица, Хопер и Дон.

Подробнее

Центральная Россия Походы выходного дня из Москвы

Блок посвыщенный рекам Подмосковья и близлежащих областей - Рязанской, Владимирской, Смоленской и тп.

Подробнее

Карелия Сказочные места, посетили не раз!

Очень привлекательные и легкодоступные реки для сплавов. Уксунйоки, Шуя Южная, Шуя Северная и куча планов!

Подробнее